Чтобы завоевать и пользователей, и системных интеграторов, ATI
нужно было предложить доступную по цене и в то же время современную видеокарту.
Разрабатывать чип «с
нуля» - непростое дело, требующее и времени, и денежных ресурсов. Поэтому
разработчики видеокарт при создании своих бюджетных графических чипов часто
берут уже готовый чип из другой ниши и вносят в него регрессивные изменения,
снижающие игровую производительность видеокарты. ATI часто пользовалась этим
приемом в прошлом, и продолжает практиковать его и сейчас: вспомним Radeon VE,
Radeon 8500LE, нынешний Radeon 9500… Новая видеокарта Radeon 9200SE тоже стала
результатом подобного эксперимента.
Что
такое Radeon 9200SE
Есть два способа
понизить производительность видеокарты – «притормозить» или графический чип, или
видеопамять. ATI использовала оба этих способа. Как известно, Radeon 9200
использует 128-разрядную шину памяти. А у Radeon 9200SE эта шина 64-разрядная,
причем частота памяти снижена с 200 до 166 МГц. К счастью, эта память – DDR, а
не SDRAM, поэтому ее пропускная способность все-таки не стремится к нулю. Для
чего ATI это сделала? Для того чтобы упростить дизайн видеокарты: ведь 64 линии
данных – это не 128, поэтому производитель может использовать печатную плату
меньших размеров или с меньшим количеством слоев, чем при изготовлении
полноценного Radeon 9200. А память DDR, причем со временем выборки 6 нс (для
частоты 166 МГц), сегодня – самая массовая, поскольку используется при
изготовлении модулей системной памяти.
Чип RV280,
устанавливаемый на Radeon 9200SE, не подвергся никаким изменениям. Он все так же
имеет четыре конвейера рендеринга с одним модулем текстурирования на каждом,
поддерживает вершинные и пиксельные шейдеры в соответствии с требованиями
DirectX 8, имеет два встроенных RAMDAC с частотой 400 МГц и встроенный ТВ-кодек,
поддерживает интерфейс AGP 8x. Для Radeon 9200SE отбираются чипы, не прошедшие
через выходной контроль и способные работать только на частоте 200 МГц, а не 250
МГц, как чипы Radeon 9200. Впрочем, из-за сниженной производительности
подсистемы памяти чип не будет работать с полной нагрузкой, и потому проблем с
его работой возникать не будет.
По частотам Radeon
9200SE является полным аналогом GeForce4 MX420, или MX440SE-64, как его сейчас
называют производители видеокарт. Однако по функциональности он явно лучше. Как
и по производительности – все-таки в основе Radeon 9200SE очень удачное
семейство Radeon 9000, которое вернуло ATI репутацию сильного разработчика
3D-ускорителей. Если ATI удастся контролировать цены, удерживая их на уровне
аналогов на чипах NVIDIA, Radeon 9200SE будет иметь успех.
Итак, Radeon 9200SE –
бюджетная видеокарта с хорошими функциональными возможностями и поддержкой всех
востребованных сегодня 3D-функций, но низкой производительностью. Она
предназначена не для мультимедийных «геймерских» ПК, а для недорогих офисных и
домашних компьютеров, на которых игры запускаются лишь время от времени.
Gigabyte Maya-II R92S128T
Компания Gigabyte является
одним из самых известных и уважаемых производителей видеокарт на чипсетах ATI. В
ассортименте фирмы – множество различных моделей всех ценовых диапазонов.
Конечно, выход нового чипа Gigabyte не пропустила и подготовила несколько новых
видеокарт, в том числе и R92S128T.
Это небольшая бюджетная
видеокарта с неожиданно большим объемом памяти – 128 Мб. Для чего разработчикам
понадобилось устанавливать на Radeon 9200SE столько видеопамяти? Ведь известно,
что для большинства современных игр объема 64 Мб хватает с лихвой, особенно если
не увлекаться высокими разрешениями. А Radeon 9200SE трудно назвать очень
производительной видеокартой, способной «тянуть» высокие разрешения. Но оставим
это на совести разработчиков.
Видеокарта содержит четыре
микросхемы памяти по 256 Мбит с разрядностью 16 бит.
Время цикла этих микросхем
– 6 нс, то есть они как раз предназначены для работы на частоте 166 МГц.
Тактовые частоты стандартные – 200 МГц для чипа и 166 МГц для памяти. Для
охлаждения чипа применен обычный алюминиевый игольчатый радиатор. Печатная плата
небольшая, с минимумом дополнительных элементов. У видеокарты два разъема –
аналоговый выход на монитор и выход S-Video.
В комплектации есть не
только диск с драйверами, но и кабель для ТВ-выхода, причем с возможностью
подключения как по интерфейсу S-Video, так и композитному.
Качество изображения у
R92S128T не вызывает нареканий – хорошая четкость сохраняется в разрешении
1280х1024 при 85 Гц, а большего от видеокарты этого класса и не требуется. Лучше
обратим внимание на ее производительность в 3D.
В состав тестовой
конфигурации входили: процессор Pentium 4 2.2 ГГц, плата Intel D845GBV на
чипсете i845G, 512 Мб памяти. Устанавливалась операционная система Windows XP
Professional и свежие на момент написания статьи драйверы Catalyst 3.6.
Видеокарта настраивалась на максимальное быстродействие – отключался V-Sync,
анизотропная фильтрация и анти-алиасинг, включалось сжатие текстур, детальность
MIP-уровней ставилась на минимум.
Сравним R92S128T с
видеокартами Radeon 9000 (Sapphire Atlantis Radeon 9000), Radeon 9200 (Gigabyte
R92128DT), GeForce4 MX440 и GeForce4 MX440SE c 64-битной шиной (ASUS V9180
Magic).
Первое, что хорошо заметно
– полноценный Radeon 9200 значительно превосходит полноценный вариант GeForce4
MX440. Разница находится в пределах 5-30%. А вот с урезанными вариантами не все
так просто. В ряде игр (Giants, Comanche4) Radeon 9200SE проигрывает MX440 с
64-битной шиной. Это связано с тем, что эти игры интенсивно используют блок T&L,
который у Radeon 9000/9200 не слишком производителен. В остальных играх лидирует
Radeon 9200SE; впрочем, зачастую его преимущество совсем незначительно. Это
обусловлено тем, что оба чипа, и RV280, и NV18, одинаково ограничены пропускной
способностью памяти.
Эксперименты по разгону не
привели к положительным результатам. Утилита Gigabyte V-Tuner позволяет только
определять частоты, но не настраивать их, а использование PowerStrip приводит к
появлению артефактов даже при незначительном разгоне.
В итоге мы имеем
качественную, но не слишком производительную видеокарту с поддержкой современных
3D-игр. Основной ее недостаток – высокая цена, обусловленная большим объемом
видеопамяти. Если бы ее цена была на уровне GeForce4 MX420, о ней можно было бы
говорить как о достойном выборе при составлении конфигурации недорого ПК.
|